VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности функционирования Центральных Банков европейских стран

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006723
Тема: Особенности функционирования Центральных Банков европейских стран
Содержание
Особенности функционирования Центральных Банков европейских стран



	ВВЕДЕНИЕ	3

	1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ	5

	1.1 Сущность монетарной политики	5

	1.2 Роль Центральных банков	7

	2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ	9

	2.1 Основные направления развития  денежно-кредитной политики	9

	2.2 Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка	11

	2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН	16

	2.1 Центральный банк Германии	16

	2.2 Особенности деятельности Польского национального банка	20

	2.3 Особенности деятельности Банка Швеции	27

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	32

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	34

























































ВВЕДЕНИЕ



Современный этап развития экономики выдвигает новые требования к экономической политике государства, где важную роль занимает механизм макроэкономического регулирования. Центральный банк как главный орган государственного регулирования в рамках своих полномочий осуществляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение целей монетарной политики, чтобы обеспечить соответствующую ценовую стабильность и приостановить рост инфляции на долгосрочный период.

Стабильный рост на основе расширенного воспроизводства требует активизации кредитной деятельности банков, наращивание ресурсов, улучшения их структуры и привлечения различных видов депозитов.

На сегодня актуальной остается необходимость разработки новых эффективных инструментов для управления ликвидностью банковской системы, повышение ее деловой активности на депозитном и кредитном рынках [2, c. 10].

Отдавая должное научным и практическим разработкам современных ученых по этой проблеме, следует заметить, что существует потребность в ее дальнейшем изучении. Представляется целесообразным изучение инструментария денежно-кредитной политики в современных условиях, сосредотачиваясь на депозитном и кредитном рынках. Субъектом денежно-кредитной политики любой страны выступает центральный банк. 

Исследование трансформации роли и задач центральных банков на различных этапах экономического развития позволяет определить объективные предпосылки, лежащие в основе эволюции денежно-кредитной политики. Для крупных экономик при выборе режима денежно-кредитной политики важное значение приобретает возможность проведения самостоятельной, независимой денежно-кредитной политики. Помимо этого, как свидетельствует мировой опыт, значимое влияние на выбор целей и задач центральных банков как на современном этапе, так и в исторической ретроспективе оказывают степень финансовой открытости страны и развития ее финансового сектора. По мере интеграции стран в мировую экономику приоритеты их центральных банков смещаются, во-первых, в пользу обеспечения и поддержания ценовой стабильности, и, во-вторых, повышения гибкости механизмов курсообразования. Полученные выводы относительно эволюции целей и задач центральных банков развитых я стран позволяют выявить наиболее подходящие режимы денежно-кредитной политики для российского центрального банка.

Целью работы является рассмотрение особенностей функционирования Центральных банков европейских стран.

Задачи:

Объект исследования: особенности функционирования Центральных банков европейских стран.

Предмет исследования: процессы деятельности Центральных банков европейских стран.

Методы: анализ, синтез, системный подход.

Информационной базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных исследователей в сфере формирования и регулирования денежно-кредитных процессов в странах Европы.























1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ



1.1 Сущность монетарной политики



Монетарная политика –  один из видов макроэкономической политики, представляющая собой совокупность мероприятий, с помощью которых осуществляется воздействие на состояние денежного обращения и кредитной сферы с целью контроля и регулирования предложения денег, процентных ставок, рынков капитала и др. Монетарную политику называют также денежно-кредитной. Денежно-кредитная политика является политикой в ??области управления количеством денег в обращении. Денежная масса изменяется в результате операций центрального банка, коммерческих банков и решений субъектов физического (производственного) сектора экономики [7, c.29].

Как видим, стратегия денежно-кредитной политики выражается в двух категориях количественных целей: количества денег в обращении и объемах кредитов. В связи с этим в зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры центральный банк может реализовывать два основных типа денежно-кредитной политики, которые противоположно влияют на динамику денежной массы.

Теоретические исследования денежно-кредитной политики как одной из важнейших подсистем экономической политики государства, базируются на использовании разнообразного  арсенала терминов и понятий, основными из которых являются объекты и субъекты, стратегии, цели и приоритета, критерии, механизмы, методы, инструменты и т.д. 

Ключевым субъектом денежно-кредитной политики выступает государство, которое через представительские органы регулирует монетарную сферу. К таким органам относятся центральный банк, соответствующие правительственные структуры, органы надзора, коммерческие банки, крупные компании, страховые организации и др.

Объектами денежно-кредитной политики является денежный рынок, денежный оборот и рынок кредитных средств, от чего зависит динамика основных показателей развития экономики государства. Выбор механизмов денежно-кредитного регулирования, которые могут влиять на такие переменные денежного рынка, как предложение денег, ставка процента, валютный курс, скорость обращения денег и т.д., зависит от экономической, политической ситуации в стране и внешних факторов.

Реализация денежно-кредитной политики предусматривает определение стратегии и тактики. Понятие стратегии было определено в начале 60-х pp. XX в. в известной работе А. Д. Чандлера «Стратегия и структура» как определение основных долгосрочных целей, адаптация действий и размещение ресурсов, необходимых для их достижения [8].

Главным дестабилизирующим фактором для денежной системы в период кризиса, и одним из основных факторов, снижает инвестиционную привлекательность государства, является инфляция.

Основным методом для борьбы с инфляцией и для стабилизации денежной массы в обращении является повышение учетной ставки (рестрикционная политика). Это привело к ограничению объема кредитных операций, повышения уровня процентных ставок и торможение темпов роста экономики. Кроме этого, применялись другие меры борьбы с дестабилизацией и на кредитные, и депозитные ресурсы, а именно: ограничение кредитования в иностранной валюте, проведение валютных интервенций, ограничения на наличном валютном рынке, временный мораторий на досрочное снятие депозитов, введение временных администраций и финансовое оздоровление банков с целью увеличение кредитоспособности банков при одновременном повышении их ликвидности.

Такая политика хоть и имела положительное влияние на стабилизацию кризисных явлений, по своей сути противоречила объективным экономическим закономерностям развития финансового и кредитно-денежного рынков и имела положительные результаты только на краткосрочном промежутке времени.

Снижение учетной ставки (экспансионистская политика) направлена на преодоление спада производства и оживление деловой активности, стимулирование инвестиционных процессов, что приводит к расширению объемов кредитных операций, снижение процентных ставок и общего роста денежной массы.



1.2 Роль Центральных банков 



Последний кризис показал, что в современной практике центральные банки должны заботиться не только о достижениях общего уровня стабильности финансовой системы в рамках реализации общей финансовой политики государства. Это означает, что в монетарной политике акценты должны быть смещены с одностороннего рассмотрения ценности денег как их покупательной способности к комплексной оценки с учетом ценности денег как капитала [3, c. 10].

Опыт показывает, что центральные банки не нашли комбинированных инструментов, которые могли бы применяться с одинаковой эффективностью при различных ситуациях денежно-кредитного рынка и обеспечивали бы достижение основных целей.

Субъектом денежно-кредитной политики выступает государство, и хотя определяющую роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования принадлежит центральному банку, но его политика не является автономной, и конечная цель должна совпадать с основными целями макроэкономической политики государства.

Объектами, на которые чаще всего направляются регулятивные меры, являются: денежная масса, процентная ставка, валютный курс, индекс инфляции. Выбор объектов денежно-кредитного регулирования зависит от экономической ситуации в государстве и означает, что центральный банк должен осуществлять ориентацию на один или несколько объектов одновременно (табл. 1.1).

 Таблица 1.1 – Денежно-кредитная политика 



Цель

Экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивость платежного баланса

Объекты регулирования

Денежные агрегаты

Уровень инфляции

Процентная ставка

Валютный курс

Методы

Регулирования денежной базы

Регулирование валютного курса

Регулирование учетной ставки

Инструменты

Операции на открытом рынке

Операции на валютном рынке

Рефинансирование банков

Таргетирование инфляции

Установление норм обязательных резервов



 

Учитывая такие задачи, денежно-кредитная политика должна способствовать ликвидности финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банков, развивать систему макроэкономического моделирования и прогнозирования [5, c. 80].























2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ





2.1 Основные направления развития  денежно-кредитной политики





В общем виде задачи денежно-кредитной политики направлены на обеспечение финансовой и макроэкономической стабильности, создание условий для достижения учреждениями банков экономической политики государства, что требует расширения инструментария денежно-кредитной политики, а также его полномочий. Исходя из этого и учитывая количественные параметры: инфляция, прогнозная динамика ВВП, валютный курс, платежный баланс, можно определить основные направления развития денежно-кредитной политики, включающие основные ориентиры, выполнение которых обеспечивает ценовую стабильность (табл. 1.2).



Таблица 1.2 – Основные направления развития  денежно-кредитной политики



Целевые ориентиры

Основные индикаторы

Основные показатели индикаторов

1. Ценовая стабильность

- ВВП

- индекс инфляции

- реальные денежные доходы граждан

- обычный индекс потребительских цен

- базовый индекс потребительских цен

2. Курсовая политика

- обменный курс

- объем золотовалютних резервов

- интервенции на валютном рынке

- объем внешнего долга

- сальдо платіжного баланса

- уровень доларизации обязательств

- динамика обменного курса

- международные резервы

- чисте международные резервы

3. Процентная политика

- учетная ставка Центрального банка Российской Федерации

- ставка рефинансирования

- процентне ставки по кредитам и депозитам

- операции на открытом рынке

- депрзитные операции

- рефинансирование банков

4. Денежная база, денежная масса

- нормативы обязательного резервирования

- денежный мультипликатор

- скорость обращения денег

- деньги вне банковской системы

- объем налички в структуре денежной массы 

- обязательные резервы

- выпуск денег серез:

- валютный рынок

- фондовый рынок

- кредитный рынок

 

Важную роль в реализации денежно-кредитной политики играет систематический контроль за выполнением определенных показателей и индикаторов. Число таких индикаторов может быть расширено мероприятиями по развитию инвестиционного кредитования, рынка ипотечных ценных бумаг, системы обязательных и добровольных пенсионных накоплений, расширения операций по рефинансированию банков и операций на открытом рынке ценных бумаг.

Поскольку центральный банк не обслуживает непосредственно хозяйствующих субъектов, возможности его воздействия на экономические процессы и денежное обращение в значительной мере обусловлены взаимодействием с коммерческими банками, где депозитные и кредитные операции является главным источником эмиссии и определяют объем и структуру денежной массы. Поэтому механизм реализации денежно-кредитной политики центрального банка предполагает прежде влияние на кредитную деятельность коммерческих банков [8].

Кредитный рынок является производной денежного рынка, поэтому активизация на денежном рынке, увеличение объема денежной массы, изменение ее структуры автоматически приводят к соответствующим изменениям на кредитном рынке.





2.2 Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка



В основном, все регулирующие инструменты центрального банка направлены на стабилизацию банковских учреждений, поэтому приоритетными инструментами его денежно-кредитной политики можно определить: 

1) процентную политику; 

2) политику обязательных резервов; 

3) операции на открытом рынке; 

4) политику рефинансирования; 

5) курсовую политику.

Депозитные и кредитные операции – важный инструмент денежно-кредитной политики центральных банков. Они являются монетарными операциями и применяются для регулирования ликвидности банковской системы с целью поддержания равновесия на денежно-кредитном рынке. Кредитные и депозитные операции – гибкий и оперативный рыночный инструмент, их применение приводит к изменениям в объемах денежной базы, то есть предложения денег [6, c. 112].

Современный кредитный и депозитный рынки находятся под влиянием различных факторов, которые определяют не только деятельность банков на внутреннем рынке, но и нахождения источников для покрытия внешнего долга, возможность получения и использования финансовой помощи международных финансово-кредитных структур.

Исследовав ситуацию на кредитном и депозитном рынках можно определить основные факторы, которые влияют на объем и эффективность этих рынков, что в свою очередь влияет на экономику старны и деловую активность банковских учреждений:

внутренняя  и внешняя политическая стабильность;

национальное законодательство;

банковское право;

уровень государственного вмешательства в экономику;

общее состояние экономики и тенденции ее развития;

уровень доходов населения;

состояние банковской системы;

стабильность национальной валюты;

уровень развития банковских продуктов и др.

 В посткризисный период задачами денежно-кредитной политики центрального банка, регулирующие кредитный и депозитный рынок, можно определить:

- поддержание устойчивости финансовой системы к стрессовым ситуациям;

- ограничение финансовых рисков;

- сглаживание циклов финансовых колебаний.

Задача между собой взаимосвязаны. С одной стороны, на инструментальном уровне они основаны на макропруденциальном регулировании и должны определять нормы деятельности, под влиянием которых отдельные банки будут обладать достаточным собственным капиталом и ликвидностью [6, c. 150].

Для обеспечения достижения перечисленных задач, учреждения банков определяют направления работы, включающие основные ориентиры, выполнение которых влияет на кредитный и депозитный рынок. Инструментарий банков, является зеркальным отражением круга их полномочий, может быть представлен такими элементами:

стратегия банка;

маркетинговая политика банка;

размер капитала;

ценовая политика банка;

ликвидность.

 Одним из основных элементов полномочий банка является правильная постановка стратегических целей. Удачно разработана стратегия банка, в которую входит кредитная и депозитная политика, позволяет планировать, регулировать, контролировать и рационально организовать взаимоотношения между банком и его клиентами по обратному движению денежных средств.

Индикатором стратегии банка является процентная ставка, которая служит гибким инструментом создания ссудного капитала и перелива кредитных ресурсов от кредитора к заемщику.

Регулирующие функции процентных ставок осуществляются через их уровень и динамику. Размер процента – это величина самой прибыли. Последний кризис сопровождалась значительным спадом кредитной активности банковского сектора. Депозитный рынок можно охарактеризовать как стабильный. Банки в условиях сохранения высокой ликвидности продолжают заполнять депозитные портфели с целью – удержания на рынке. 

К принципам построения показателей (индикаторов) деятельности банков на кредитном и депозитном рынках относятся:

1) соответствие результатов. Этот принцип требует, чтобы в процессе оценки эффективности работы банка на кредитном и депозитном рынках расходы по депозитам сопоставлялись с прибылью;

2) объективность. Такой принцип требует, чтобы в процессе оценки деятельности банка результаты отображались в отчетных документах. Индикаторы должны соответствовать общей стратегии развития банка, которая предусматривает разработку соответствующих показателей (индикаторов) и их нормативных значений;

3) многофункциональность. Предусматривает обеспечение не только сбора, оценки, систематизации информации о состоянии депозитного и кредитного рынков, но и возможности сравнения, планирование и прогнозирование, выявление взаимосвязей с другими показателями, характеризующими деятельность банка на кредитном и депозитном рынках;

4) соответствие. Индикаторы должны четко отражать главную цель и подчиненные ей основные цели банка ликвидность, рентабельность, надежность и развитие;

5) информационная прозрачность, наглядность и доступность индикаторов. В систему входят такие показатели, которые можно оперативно отслеживать и которые не требуют значительных средств по их формированию, а также просты для анализа и сопоставления данных;

6) действенность. Индикаторы должны использоваться для того, чтобы своевременно определять недостатки, просчеты. Появляется реальная возможность активного влияния на принятие решений;

7) диверсификация объектов оценки. Этот принцип предусматривает построение показателей на основе дифференциации их по признакам направленности и метода расчета, так как могут предусматривать различные подходы к оценке результатов расходов, на основе которых осуществляется система построения показателей;

8) системность. Должен применяться системный подход. Индикаторы должны рассматриваться в целом, состоящие из различных элементов связанных между собой и внешней средой [4, c.81].

Если сконцентрировать внимание на депозитном и кредитном рынках, то среди всех признаков банковской деятельности можно выделить следующие:

- основная цель и цели рыночного поведения (получение прибыли, рискованность операций, ликвидность, рентабельность, ответственность);

- формальные и неформальные условия рыночного поведения (контракты, соглашения, исполнение обязанностей по контрагента).

Цели работы банковских учреждений определяются в зависимости от уровня развития банковской системы, развития экономики и взаимоотношений с клиентами и центральным банком.

Главная цель работы банка – получение прибыли при наименьшем риске и минимальных затратах. Чтобы минимизировать расходы, необходимо оптимизировать структуру источников формирования ресурсов, то есть привести к разумному соотношению собственных и привлеченных источников финансирования.

Прибыль является важным источником формирования капитала и надежным показателем работы банка. Однако прибыль не является целью банка. Для определения эффективности его деятельности, необходимо принимать во внимание показатели рентабельности. В условиях рыночной экономики получение прибыли и обеспечение рентабельной деятельности является необходимым фактором существования любого субъекта предпринимательства.













































2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН



2.1 Центральный банк Германии



Управление кредитными учреждениями в Германии осуществляют два самостоятельных ведомства - Федеральный банк и Ведомство по надзору за кредитным делом. Распределение между ними функций управления банковским делом в стране закреплено на законодательной основе.

Немецкий Федеральный банк считается самым независимым центральным банком в мире. Хотя он и является на 100% государственным, согласно предоставленному ему законом праву он не обязан выполнять указания федерального правительства. Он должен лишь с учетом поставленных перед ним задач оказывать поддержку федеральному правительству в области проведения им общей экономической политики. Правительство обязано при обсуждении важных мероприятий, связанных с реализацией денежной политики, привлекать к этой работе президента Федерального банка. В свою очередь, правительство может участвовать на всех заседаниях Совета Федерального банка и даже не имея права голоса может потребовать отсрочки на две недели вступления в силу какого-либо решения ЦБ. Полномочия Федерального правительства в отношении Федерального банка ограничены в основном участием первого в назначении членов Совета директоров банка.

Президент, вице-президенты и члены дирекции (численность последних составляет до 10 человек) назначаются президентом ФРГ по представлению правительства и на основании предложений Совета банка не менее чем на восемь лет. Такой длительный срок исполнения их служебных обязанностей позволяет предотвратить влияние на состав Совета банка различных политических событий и особенно таких, как смена правительства.

Главной задачей центрального банка Германии является обеспечение стабильности национальной денежной единицы — германской марки. Достижению этой задачи служи! денежно-кредитная политика банка, определяемая Советом Центрального банка и реализуемая на практике директоратом и правлениями центральных банков федеральных земель.

Федеральный банк имеет исключительное право выпуска в обращение банкнот. Право выпуска монет принадлежит правительству, но поскольку в оборот они выпускаются банком и с его согласия, то и в данном случае банк имеет возможность влиять на количество денег в обращении. При этом доля монет в наличном обращении невелика (около 8 %) и не оказывает существенного влияния на общий объем денежной массы в стране [12].

Особенностью работы Немецкого Федерального банка является ежегодное обнародование своих планов по приросту денежной массы в обращении. Ориентируясь на такого рода данные, субъекты экономики, коими являются и банки, имеют возможность принимать более обоснованные решения в области затратно-ценовой политики, сглаживать противоречия между приводящими к снижению производства и занятости решениями, с одной стороны, и денежной политикой, с другой. Стремление их придерживаться установленного показателя позволяет правительству предпринимать меры к сдерживанию инфляции и в то же время обеспечивать необходимый уровень денежных средств в обороте для эффективного функционирования экономики и государства. Информирование хозяйственных субъектов о предполагаемом росте денежной массы стало в ФРГ одним из важнейших инструментов координации ожиданий и согласования экономических планов.

Работа Немецкого Федерального банка подробно освещается в многочисленных аналитических и статистических материалах. Ежемесячно банк публикует отчеты по проведенным валютно-кредитным мероприятиям, а также отражает свою позицию по отношению к важнейшим событиям, произошедшим за данный период в экономике. Оперативная отчетность публикуется банком по состоянию на 7, 15, 23 число и на конец каждого месяца.

Одна из важнейших функций управления кредитными учреждениями на территории Германии — функция надзора — находится в компетенции специально созданного в 1961 г. в Берлине государственного органа — Федерального ведомства по надзору за кредитным делом, входящего в структуру министерства финансов.

Не обладая собственными структурными подразделениями в регионах, это ведомство согласно законодательству подключает к практической реализации функций надзора на местах систему Немецкого Федерального банка. Центральные банки земель анализируют поступающую от кредитных институтов региона отчетность и другую документацию и со своими заключениями отправляют их Ведомству по надзору, имеющему исключительное право применять при необходимости соответствующие санкции к нарушителям. Однако принять решение по общим вопросам, касающимся всех кредитных учреждений страны, например, относительно изменения величины собственного капитала кредитных учреждений или показателей их ликвидности, Ведомство не может без согласия Федерального банка. В любом случае четкого разделения функций контроля между Федеральным банком и Ведомством по надзору за кредитным делом нет. Одно государственное учреждение во многом дополняет и часто дублирует деятельность другого в соответствии с принципом двойного межотраслевого контроля за кредитными учреждениями, используемым, как было отмечено выше, и в ряде других развитых стран [12].

Глава Центрального банка Германии Йенс Вайдманн заявил о том, что распространение цифровых валют представляет угрозу для банковской системы и властям необходимо подумать, как “снизить интерес граждан к цифровым валютам”.

В своем выступлении на форуме Frontiers in Central Banking – Past, Present and Future во Франкфурте-на-Майне президент Бундесбанка отметил риски, которые несет в себе распространение новых технологий для банковского сектора. 

Йенс Вайдманн отметил, что, в случае если граждане смогут мгновенно переводить свои средства в какую-либо официальную цифровую валюту, это заметно повысит риски массового изъятия депозитов из банков в кризисные периоды.

По его словам, главный вызов для центральных банков, скорее всего, будет заключаться в тектонических сдвигах, вызванных распространением цифровых технологий. 

Цифровизация создаст новые формы финансового посредничества. И хотя это может быть позитивным фактором для экономики, центральные банки могут столкнуться с вопросами, которые касаются проведения монетарной политики в изменившихся условиях.

Ряд экспертов предполагают, что созданные на частной основе цифровые валюты могут полностью заменить традиционные валюты. Однако более тщательный экономический анализ показывает, что подобное развитие событий является маловероятным.

В качестве средства обмена и единицы учета деньги подвержены существенному и разветвленному воздействию внешних факторов, которые альтернативные валюты вряд ли смогут преодолеть. Я также довольно уверен в том, что центральные банки могут лучше обеспечивать ценовую стабильность, чем какое-либо неизменное монетарное правило или алгоритм.

И тем не менее, несмотря на то что частные цифровые валюты пока остаются периферийным феноменом, ряд экспертов уже сейчас призывают центральные банки к тому, чтобы задуматься над принятием новых технологий и выпуском собственных цифровых валют. Это означало бы, что нефинансовые корпорации и даже обычные граждане получили бы доступ к активам центрального банка в форме цифрового баланса, который – в отличие от наличных денег – не требует серьезных затрат для хранения.

“Однако то, что может показаться интригующим с точки зрения технологий, также влечет за собой фундаментальные вопросы по поводу природы финансовой системы и нашей экономики в целом. Если мы позволим населению держать на руках активы центрального банка, это сделает их ликвидные активы более безопасными, так как центральный банк не может обанкротиться”, – заявил глава Центробанка Германии.



2.2 Особенности деятельности Польского национального банка



Польский национальный банк (Narodowy Bank Polski) единый эмиссионный, кредитный и расчётный центр страны. Польский национальный банк был создан в 1945 году. Изначально его функции заключались в государственной поддержке финансовой системы Польши. Банк имел прямое подчинение Министру финансов. До начала финансового кризиса это был единственный банк в Польше, который имел возможность проводить финансовые операции.

После прихода к власти демократов, от банка отделились и стали самостоятельными ряд коммерческих банков. Ныне основная задача Национального банка Польши - вопросы финансово-кредитной политики государства, а также контроль за национальной валютой - злотым и ее курсом.

Главная задача Национального банка Польши поддержание курса польского злотого на уровне, обеспечивающем ценовую стабильность, а также внедрение мер по поддержке экономической политики правительства Польши. Главной задачей Нацбанка является поддержание уровня инфляции в пределах 2,5%, при коридоре в 1%. Кроме этого, Национальный банк Польши является единственным эмитентом злотого в государстве.

Основной целью Национального банка Польши является поддержание ценовой стабильности в стране, а также содействие экономической политики правительства, если это не мешает основной цели банка. Согласно Стратегии денежно-кредитной политики, принятой в 2003 году Советом по денежно-кредитной политике, Национальный банк Польши должен поддерживать инфляцию на уровне 2,5 %, с возможностью отклонения на 1 %. Национальный банк Польши имеет исключительное право на выпуск валюты в республике.

Задачами банка являются:

организация денежных расчетов

управление валютными резервами

предоставление банковских услуг в рамках государственного бюджета

регулирование ликвидности банков и организация их рефинансирования

создание необходимых условий для развития банковской системы

содействие стабильности финансовой системы Польши

составление финансовой и банковской статистики, платёжного баланса и международной инвестиционной позиции

выполнение других задач в соответствии с законодательством

В состав органов управления Национального банка Польши входят: Президент Национального банка; Совет по денежно-кредитной политике; Управляющий совет.

Руководит Нацбанком Польши Президент, который избирается сроком на 6 лет польским Сеймом. Сейм имеет право снять с должности Президента Нацбанка. Один и тот же человек не может руководить Нацбанком более 12 лет подряд.

Президент Национального банка Польши назначается и снимается с должности Сеймом по представлению Президента Польши на срок 6 лет, но не более 2 сроков подряд. Является высшим должностным лицом банка. Возглавляет Совет по денежно-кредитной политике и Управляющий совет банка, представляет банк во внешних взаимодействиях. Также представляет интересы банка в международных банковских институтах, и, если это не противоречит решениям Правительства, в международных финансовых институтах.

Ситуация банковского сектора в 2016 г. оставалась стабильной, чему способствовало продолжающееся оживление экономики и рекордно низкие процентные ставки. Финансовая база подверглась дальнейшему укреплению (собственные фонды выросли с 145,2 млрд. злотых в конце 2014 года до 164,2 млрд. злотых в конце 2016 года, общий показатель капитала (TCR - Total Capital Ratio) вырос с 15,2% дo 16,51%, a коэффициент основного капитала Tier 1 (CET1) с 14,0% дo 14,98%). Этому способствовало оставление в банках значительной части прибыли, полученной в 2014 году, в результате отказа или воздержания от выплат дивиденд некоторыми банками в связи с получением индивидуальных рекомендаций от Председателя Комиссии по финансовому надзору (KNF). 

Удовлетворительную финансовую ситуацию подтверждает небольшой процент банков с показателем TCR на уровне ниже 12% или CET 1 ниже 9% (соответственно 2,0% и 2,0 % активов банковского сектора). 

Банковский надзор рекомендует сохранение соответствующей финансовой позиции банками, обладающими в своём портфеле значительным объемом выданных валютных ипотечных кредитов для домашних хозяйств, генерирующих ряд видов риска. Ситуация в сфере ликвидности остается относительно благоприятной. Основные показатели ликвидности остаются относительно стабильными и удерживаются на удовлетворительных уровнях, хотя в период І-IX 2016 наблюдалось уменьшение положительного разрыва ликвидности (с 160,9 млрд. злотых в конце 2015 года до 133,4 млрд. злотых на конец сентября 2016 года), и снижение краткосрочной ликвидности (с 1,47 до 1,34). Соотношение кредитов для нефинансового сектора к депозитам этого сектора выросло (с 100,2% до 102,4%), но по-прежнему удерживается в границах уровня равновесия. 

Несмотря на удовлетворительную ситуацию в сфере текущей ликвидности, по-прежнему рекомендуются действия, ведущие к росту стабильности источников финансирования. В частности, желательна дальнейшая диверсификация источников финансирования, а также продление сроков погашения обязательств. 

Финансовый результат нетто деятельности банковского сектора в 2016 году оказался значительно ниже, чем в 2015 году и составил 11,5 млрд. злотых (на 4,4 млрд. злотых, то есть на 11,9% меньше, чем в 2015 г.). 

Ухудшение финансовых результатов сектора произошло вследствие снижения результатов банковской деятельности и в результате увеличения расходов, связанных со значительным увеличением платежей в Банковский гарантийный фонд (BFG). В последние недели ноября Комиссия по финансовому надзору (KNF) обратилась в соответствующий суд с заявлением о признании финансовой несостоятельности SK Bank, что будет иметь большое отрицательное влияние на результаты банков в IV квартале 2016 году. Как следствие, до 30 ноября 2016 года банки обязаны были (согласно закону о Банковском гарантийном фонде) внести в Банковский гарантийный фонд общую сумму в размере 2,0 млрд. злотых, предназначенных на выплату гарантированных депозитов. 

Снижение результатов банковской деятельности было вызвано, в первую очередь, значительным снижением процентной маржи и, в меньшей степени, снижением комиссионных доходов банков, а также доходов от остальной банковской деятельности. Снижение процентной маржи было обусловлено понижением процентных ставок Национального банка Польши (NBP), что привело к снижению процентных приходов, которые не были компенсированы соответствующим уменьшением процентных расходов. 

Нужно однако подчеркнуть, что в III и IV кварталах 2016 года наблюдалось значительное улучшение процентной маржи, что может свидетельствовать о приспособлении банков к новым условиям деятельности. В свою очередь, снижение комиссионных приходов было вызвано уменьшением приходов банков от обслуживания платёжных карт вследствие снижения ставок оплаты interchange. 

Следствием снижения финансовых результатов было ухудшение основных показателей эффективности деятельности, то есть, в частности, увеличение показателя расходов (с 50,39 в период І-IX 2016 года до 54,21 в аналогичный период 2015 года), снижение реализованной процентной маржи (с 2,90 до 2,53), уменьшение ROA (с 1,18 до 0,98), а также ROE (с 10,98 до 9,09). 

Продолжающееся оживл.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.